keyboard_arrow_right
keyboard_arrow_right
Экстрадиция упк рф
Конфискация

Экстрадиция упк рф

Процессуальный порядок экстрадиции по российскому законодательству


Бесплатная юридическая консультация:

Содержание, форма и порядок направления запроса о выдаче

Нормы, регулирующие процессуальный порядок экстрадиции закреплены в пятой части УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», а именно в главах 54 и 55.

Оглавление:

Отдельные нормы института экстрадиции в Российской Федерации реализованы положениями уголовного законодательства. Так в ст. 13 УК РФ сказано, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.[5] Но, несомненно, главным документом, регулирующим данный процесс является УПК РФ.

Итак, правила, регламентирующие направление запросов о выдаче соответствующими органами иностранных государств лиц для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями либо для отбывания наказания, назначенного им приговорами российских судов, закреплены в ст. 460 УПК РФ.

Так, органом, правомочным рассматривать вопросы о выдаче в РФ, является Генеральная прокуратура РФ.

1. Основаниями для направления РФ запроса о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора являются: международные договоры РФ, в частности Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.; Минская конвенция от 1993г.; двусторонние договоры между РФ и другими странами о выдаче


Бесплатная юридическая консультация:

В случае если основанием для направления запроса о выдаче является принцип взаимности, в текст запроса включается заверение о том, что Генеральная прокуратура РФ с учетом международных принципов о взаимной правовой помощи в сфере уголовного правосудия готова оказать содействие компетентным органам государства, в которое направляется запрос о выдаче, в исполнении их запросов о выдаче гражданина РФ.

Одним из главных условий эффективного и своевременного осуществления выдачи является исчерпывающий по содержанию, логически и фактически обоснованный и правильно оформленный запрос о выдаче. Ст. 460 УПК РФ устанавливают перечень требований, которым должен соответствовать запрос РФ о выдаче лица, а именно:

  • · запрос возможен, если деяние, в связи с которым он (запрос) направляется, по законодательству обоих государств является уголовно наказуемым;
  • · запрос о выдаче для уголовного преследования лица, совершившего преступление в Российской Федерации и впоследствии скрывшегося на территории иностранного государства, возможен в случаях, когда предполагается преследование за совершение преступления, которое может повлечь лишение свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание;
  • · запрос о выдаче для исполнения приговора, вынесенного российским судом в отношении лица, которое впоследствии скрылось на территории иностранного государства, допускается в случаях, когда данному лицу предстоит отбытие наказания не менее строгого, чем 6 месяцев лишения свободы.

Запрос обязательно должен содержать в себе следующие данные, которые предусмотрены в ч.4 ст. 460 УПК РФ:

  • 1) наименование и адрес запрашивающего органа;
  • 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
  • 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
  • 4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов;

К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора — заверенная копия вступившего в законную силу приговора со справкой о неотбытом сроке наказания.[6]

Подлинность запроса и прилагаемых к нему документов удостоверяется гербовой печатью. Запрос подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Верность перевода удостоверяется переводчиком, при этом каждая страница перевода заверяется гербовой печатью Генеральной прокуратуры РФ. Сопроводительное письмо, адресованное непосредственно зарубежным компетентным органам, заверяется гербовой печатью Генеральной прокуратуры РФ так же, как и перевод данного письма. Запрос составляется в письменной форме и передается по дипломатическим каналам. На основе прямого соглашения между РФ и государством, которому направляется запрос, могут быть предусмотрены другие средства передачи, например, по факсу или по иным средствам электронной связи. [1]


Бесплатная юридическая консультация:

Существенным моментом, связанным с характеристикой правил, по которым должны делаться запросы компетентными российскими органами, являются положения (ст. 461 УПК), ограждающие лиц, выданных во исполнение таких запросов, от преследования за деяния, которые не были основанием для выдачи. К примеру, человека, выданного по запросу, в котором говорилось о том, что он совершил хулиганство, без согласия выдавшей стороны нельзя подвергать уголовному преследованию, скажем, за шпионаж или какое-то другое преступление, не похожее на хулиганство.

Части 2 и 3 ст. 461 УПК РФ содержат исключения из общих правил. Так, согласия иностранного государства не требуется, если: 1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации. Следует отметить, что в отношении лица, выданного РФ государством-участником Минской конвенции 1993 г., необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 66 Минской конвенции этот срок составляет не 44суток, а месяц; 2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию.

Для правил исполнения запросов о выдаче, поступивших от компетентных органов иностранных государств, наиболее характерными основаниями и условиями являются следующие (ч. 1-3 ст. 462 УПК):

  • · российская сторона по запросам вправе выдавать иностранных граждан и (или) лиц без гражданства. Граждане РФ выдаче не подлежат, поскольку это категорически запрещено ч. 1 ст. 61 Конституции РФ;
  • · выдача названных лиц возможна, если деяние, вменяемое в вину лицу, в отношении которого поступил запрос, является преступлением по законам не только запрашивающей стороны, но и Российской Федерации;
  • · при запросе о выдаче для уголовного преследования основанием для нее может служить совершение выдаваемым лицом преступления, наказуемого лишением свободы на срок свыше одного года;
  • · при запросе о выдаче для исполнения приговора основанием для нее может служить осуждение выдаваемого лица к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев или к более строгому наказанию;
  • · выдача может состояться, если иностранное государство, направившее запрос, гарантирует, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия РФ.

Во всех без исключения случаях ходатайства иностранных государств о выдаче рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ, в т.ч. и в отношении осужденных лиц, осужденных судом иностранного государства, а решения о выдаче или об отказе в ней принимаются Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Лицо, подлежащее выдаче, должно быть уведомлено письменно о принятом Генеральным прокурором РФ или его заместителем решении с разъяснением права на обжалование данного решения в соответствующий суд. Лицо, в отношении которого было принято решение о выдаче вправе в течение 10 суток с момента его уведомления обжаловать его в верховный суд субъекта РФ по месту своего нахождения. это же право предоставляется и его защитнику. Стоит отметить, что лица, проживающие на территории государств-участников Минской конвенции 1993 г., на основании ее ст. 2 освобождаются от уплаты и возмещения судебных пошлин и издержек, а также имеют право на бесплатную юридическую помощь на тех же условиях, что и собственные граждане этих государств.[3]

Следует иметь в виду, что администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно должна направить ее в соответствующий суд и безотлагательно сообщить об этом прокурору. При этом согласно ст. 21 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» такие жалобы цензуре не подлежат и не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи жалобы, направляются адресату в запечатанном пакете.[8] Прокурор же в течение 10 суток направляет в суд материалы по данному делу. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника. Суд не обсуждает вопросы виновности лица, он лишь осуществляет проверку соответствия решения о выдаче законодательству и международным договорам РФ. В результате проверки суд выносит одно из следующих определений: 1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. В случае отмены решения о выдаче лица суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу. Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 7 суток со дня его вынесения.


Бесплатная юридическая консультация:

При оценке оснований и условий для выдачи российской стороной лиц, в отношении которых поступил запрос иностранного государства, необходимо иметь в виду, что в ст. 464 УПК РФ дан обширный перечень обстоятельств, препятствующих выдаче. А именно выдача не допускается, если:

  • 1) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является гражданином РФ. Данная норма основывается на ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч.1 ст. 13 УК РФ;
  • 2) лицу предоставлено убежище в РФ в связи с возможностью его преследований в государстве, из которого поступил запрос, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.[19, 403]
  • 3) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, уже осуждено в РФ за деяние, за которое его собираются преследовать в государстве, направившем запрос, либо в отношении этого лица был вынесен оправдательный приговор или решение о прекращении уголовного дела;
  • 4) по российскому законодательству уголовное дело в отношении лица, которого касается запрос, не может быть начато в силу истечения срока давности уголовного преследования или иных обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела;
  • 5) имеется вступившее в законную силу решение российского суда о наличии иных (предусмотренных законодательством и международными договорами РФ) препятствий для выдачи данного лица.

К другой группе отнесены обстоятельства, которые дают право принять решение об отказе в выдаче. В число обстоятельств этой группы включены (ч. 2 ст. 464 УПК):

  • · деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по российскому уголовному закону преступлением;
  • · деяние, в связи с которым поступил запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
  • · за то же самое деяние в Российской Федерации уже осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче;
  • · уголовное преследование лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Выдача так же не производится и в случае, если лицо обвиняется в совершении преступления, в отношении которого в РФ объявлена амнистия и по которому РФ вправе возбуждать уголовное преследование согласно УК РФ.[1] Генеральная прокуратура РФ уведомляет компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.

УПК РФ наравне с отказом в выдаче предусматривает и отсрочку, которая возможна в случае, если лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории РФ. Часть 2 ст.465 УПК РФ предусматривает что, если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Согласно ч. 2 ст. 64 Минской конвенции 1993 г. выданное на время лицо должно быть возвращено после проведения процессуального действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях срок может быть продлен.

Согласно ст. 466 УПК РФ прокурор решает вопрос о мере пресечения лица, в отношении которого был сделан запрос в обычном порядке, т.е. в порядке, предусмотренном гл. 13 УПК. Если к запросу о выдаче приложено решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор по месту задержания такого лица может применить к нему домашний арест или заключение под стражу без подтверждения данного решения судом РФ. В случае, не терпящем отлагательства, компетентные органы иностранного государства до направления запроса о выдаче лица, могут обратиться к Генеральному прокурору РФ с просьбой о временном задержании разыскиваемого лица.[1]


Бесплатная юридическая консультация:

Закон требует, чтобы передача выдаваемого лица осуществлялась, как правило, в тот срок и в том месте, которые сообщаются иностранному государству, обратившемуся с запросом о выдаче. Если последнее в течение 15 суток не примет выдаваемое лицо, то это лицо может быть освобождено из-под стражи. Если же иностранное государство уведомляет об этом Генерального прокурора РФ и договаривается с ним о новой дате передачи, то Генеральный прокурор РФ вправе по истечении 15 суток либо продлить срок содержания лица под стражей еще на 15 суток, либо освободить его из-под стражи. Во всяком случае срок содержания лица под стражей с целью передачи не может превышать 30 суток.[1]

При передаче выдаваемого лица с соблюдением правил, установленных ст. 468 УПК, допускается также передача предметов, являющихся орудиями преступления, а также предметов, несущих на себе следы преступления или добытых преступным путем. Согласно Минской конвенции 1993 г. данные предметы могут передаваться и в том случае, когда экстрадиция лица произведена быть не может из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам.

Источник: http://vuzlit.ru//protsessualnyy_poryadok_ekstraditsii_rossiyskomu_zakonodatelstvu

Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

2. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.


Бесплатная юридическая консультация:

5. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 настоящего Кодекса.

6. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

7. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

Комментарий к Ст. 462 УПК РФ

1. Часть первая комментируемой статьи не имеет процессуального характера. Она в несколько иных формулировках воспроизводит содержание статьи 13 УК, которая так и называется — «Выдача лиц, совершивших преступление» — и гласит: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».

2. Содержание части третьей комментируемой статьи теснейшим образом связано со статьей 460 УПК (см. текст данной статьи и комментарий к ней) и является ее логическим продолжением: исполнение запроса о выдаче иностранному государству его гражданина, совершившего преступление против этого государства и находящегося сейчас на территории Российской Федерации, осуществляется на тех же самых принципах, основаниях и условиях и в тех же процедурах, что и выдача виновного российской стороне.

Бесплатная юридическая консультация:

3. Генеральный прокурор РФ в своем указании от 20 июня 2002 г. N 32/35 «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» акцентирует внимание подчиненных прокуроров на том, что решение о выдаче российской стороной иностранных граждан иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора во всех случаях принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, а территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче, предписывает: в течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в Отдел экстрадиции Международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ; получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Россию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, об обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи; проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство, наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (статья 464 УПК), его выдача может быть отсрочена (часть первая статьи 465 УПК) либо лицо может быть выдано на время (часть вторая статьи 465 УПК); до поступления от государств — инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их в изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте — освобождать, уведомляя прокуратуру субъекта РФ; при подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачи указанных лиц и представлении постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах; все материалы экстрадиционной проверки с соответствующими заключениями представлять в течение трех дней после задержания прокурором РФ; освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры после принятия решения об отказе в выдаче, при непоступлении запроса о выдаче, а также по решению суда; при установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать прокурору РФ.

4. По поводу пункта 3 части третьей комментируемой статьи Верховный Суд РФ дал следующее разъяснение: указанные в этом пункте гарантии иностранного государства, направившего российской стороне запрос об экстрадиции своего гражданина, должны содержаться в самом запросе. «Отсутствие таких гарантий препятствует вынесению положительного решения о выдаче лица» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 4. С. 23).

5. Частичное несовпадение в описаниях признаков составов преступлений в уголовных кодексах Российской Федерации и иностранного государства, обратившегося с запросом о выдаче, не является основанием для отказа в нем (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 1. С. 30, 31).

6. Отбывание иностранцем наказания за преступление, совершенное на территории Российской Федерации, не является обстоятельством, препятствующим его выдаче иностранному государству для уголовного преследования за другое преступление (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. по делу Р. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 10. С. 38).

Источник: http://stupkrf.ru/462


Бесплатная юридическая консультация:

Что такое экстрадиция

Экстрадиция – это процедура передачи одним государством иному граждан, осуществивших преступления различной степени тяжести на территории данного государства. Важным фактом является то, что экстрадиция выступает не обязанностью, а правом государства, то есть в силу определенных обстоятельств страна вправе выдать официальный отказ в выдаче преступника. Выдача преступников является обязательной только в том случае, когда об этом между государствами заключено специальное соглашение.

Особенности экстрадиции

Некоторые злоумышленники после совершения преступных деяний выезжают из страны, где выполнили преступные акты с целью избежания ответственности и наказания. Для привлечения к ответственности требуется, чтобы такое лицо вернулось в государство. Тогда можно осуществить расследование, следственные меры, вынести судебный вердикт и назначить соответствующее наказание.

На сегодняшний день РФ имеет международные договора в количестве около 300 об оказании юридической помощи между государствами, и одной из таких форм помощи выступает экстрадиция. Также в перечень помощи включаются такие меры:

  • следственные и судебные мероприятия;
  • передача виновных с целью реализации приговора;
  • уголовное преследование преступников.

Действие экстрадиции распространяется исключительно на преступников, совершивших уголовные преступные деяния. Нарушения, которые связаны с административной и гражданской ответственностью, не выступают поводом и не имеют значения для экстрадиции.

В соответствии с нормами ст. 13 УК РФ, граждане с российским гражданством в случае осуществления преступных деяний в другой стране данной стране не выдаются. Такой пункт базируется на положениях ст. 61 Конституции РФ, где четко прописано, что российские граждане не могут быть выданы другим государствам и не подлежат высылке за рамки РФ. Однако данным положением не отменяется уголовная ответственность и меры наказания. Так, в соответствии со ст. 12 УК РФ российский гражданин, осуществивший противоправное деяние в рамках другой страны, должен подвергаться уголовному наказанию в рамках России.

Как прописано в ст. 13 УК, выдача преступников касается исключительно граждан без определенного гражданства или иностранцев, которые выполнили преступные деяния за пределами РФ, а на данный момент пребывают на территории России. Как было указано выше, для осуществления экстрадиции между странами должно быть оформлено соглашение в двустороннем или многостороннем порядке в отношении предоставления юридической помощи.


Бесплатная юридическая консультация:

Условия экстрадиции

Отечественная практика выдачи злоумышленников предполагает выполнение международных норм и требований к выдаче в таких ситуациях:

  • осуществление преступного деяния в рамках страны, выдвинувшей требование об экстрадиции;
  • если конкретное преступление было осуществлено против страны и причинило ему определенный вред;
  • если злоумышленник имеет гражданство государства, требующего его экстрадиции.

Экстрадиция лица, совершившего противоправные деяния в нескольких странах, выполняется посредством переговоров дипломатов данных стран на базе применения международного права.

Условиями экстрадиции преступников являются:

  • следование принципу тождественности, то есть осуществленное деяние является таковым в рамках страны, где оно было осуществлено;
  • предоставление гарантий неиспользования смертной казни в отношении преступника, в РФ смертная казнь как мера наказания не применяется, поэтому при передаче злоумышленника государство выдвигает требования касательно того, что смертную казнь не планируется применять.

Если страна требует выдачу злоумышленника для применения к нему уголовного наказания, тогда оно должно предоставить существенные доказательства его вины и причастности к совершенному преступному деянию. Также выдача может требоваться с целью применения уже вынесенного судебного вердикта, тогда основанием для экстрадиции станет официальный приговор суда.

Положениями международного права предусмотрены такие условия, как: выданный преступник не должен подвергаться тюремному заключению, преследованию или ограничению персональной свободы по причине деяний, которые не были базой для его выдачи государству.


Бесплатная юридическая консультация:

Причины для отказа в выдаче преступника:
  • выдача требуется на гражданина, который имеет гражданство страны, где он пребывает;
  • осуществленное преступное деяние преследуется на основании частного обвинения;
  • если период исковой давности уже завершился;
  • прочие законные основания, при которых невозможно начало уголовного делопроизводства;
  • если требуемый к выдаче гражданин на данный момент в силу определенных обстоятельств не может привлекаться к уголовной ответственности и к нему не могут применяться уголовные меры наказания;
  • если экстрадируемым преступником было получено официальное право на получение убежища.

Процедура экстрадиции

Принимается решение об экстрадиции преступника принимается Генеральным Прокурором РФ или его заместителем согласно ст. 462 УПК РФ. Минимальным периодом наказания экстрадированного преступника является 6-месячный срок.

Алгоритм исполнения выдачи:

  • подача запроса страной, на территории которой было осуществлено преступное деяние, период запроса составляет 40 дней с дня задержания злоумышленника.
  • предоставление задержанного преступника в местное учреждение прокуратуры;
  • выбор меры пресечения;
  • определение факторов и обстоятельств для исключения экстрадиции;
  • удовлетворение запроса или письменный отказ;
  • в случае положительного решения по запросу принятие соответствующего распоряжения;
  • сообщение лицу о принятом вердикте о его экстрадиции.

На протяжении 10 дней с момента получения уведомления гражданин может обжаловать такое решение.

В отдельных ситуациях может выполняться краткосрочная выдача человека для принятия участия в расследовании и судебных процессах.

На видео об особенностях экстрадиции


Бесплатная юридическая консультация:

Мы рассказали вам о специфике и условиях экстрадиции. Также из материала вы узнали, что в определенных обстоятельствах может быть отказ в выдаче преступника. Также при согласовании экстрадиции гражданина другому государству он имеет законное право на обжалование такого решения.

Источник: http://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/chto-takoe-ekstradiciya.html

Экстрадиция (выдача) лица для уголовного преследования или исполнения приговора

Экстрадиция (фр. extradition, лат. ех — из, вне + tradition — передача) — выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства. Ее можно определить как процедуру, согласно которой одно государство передает другому (по запросу) лицо, подозреваемое или обвиняемое в преступлении, либо осужденное за совершение преступления на территории этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Российский запрос о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, направляется в соответствии с правилами ст. 460 УПК.

Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Направление запроса о выдаче лиц на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание — в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев — в случае выдачи для исполнения приговора.

При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, указанных в ч. 1 и 2 ст. 460 УПК, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства.

Запрос о выдаче должен содержать:

  • 1) наименование и адрес запрашивающего органа;
  • 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
  • 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, свершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
  • 4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.

Уголовно-процессуальный закон РФ регулирует вопрос о пределах ответственности лица, выданного Российской Федерации (ст. 461 УПК).


Бесплатная юридическая консультация:

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

Согласия иностранного государстве не требуется, если:

  • 1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию РФ;
  • 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в Россию.

Требования ч. 1 ст. 461 УПК не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи.

Уголовно-процессуальный кодекс регламентирует не только процедуру направления российского запроса о выдаче (об экстрадиции) лица, находящегося на территории иностранного государства, но, соответственно, и противоположную процедуру — исполнение запроса иностранного государства о выдаче лица, находящегося на территории РФ (ст. 462 УПК).

Российская Федерация в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу России будет произведена выдача.

Выдана лица может быть произведена в случаях:

  • 1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  • 2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  • 3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд.

Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.


Бесплатная юридическая консультация:

При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель в течение 24 ч письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

Решение о выдаче иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства может быть обжаловано в судебном порядке и проведена проверка его законности и обоснованности (ст. 463 УПК).

Решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления.

Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора.

Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле.

В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу. После этого слово предоставляется прокурору.

В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам РФ.

В результате проверки суд выносит одно их следующих определений:

  • 1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене;
  • 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае отмены решения о выдаче лица суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.

Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

В ч. 2 ст. 63 Конституции РФ установлено, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ. При этом согласно указанной конституционной форме, а также ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 62 Конституции РФ российский гражданин (в том числе российский гражданин, имеющий двойное гражданство) не может быть выдан другому государству.

Конституция РФ запрещает выдачу граждан своей страны, а также лиц, не являющихся российскими гражданами, но преследуемых в иностранном государстве за политические убеждения, кроме этого, запрещена выдача лица для привлечения его к уголовной ответственности за деяние, которое в России не признается преступлением.

Статья 13 УК, которая называется «Выдача лиц, совершивших преступление», гласит:

«1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».


Бесплатная юридическая консультация:

Что касается упомянутого в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ федерального закона как правового основания для выдачи Россией иностранному государству лиц, совершивших преступления, то таковым, в частности, является ст. 12 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Она устанавливает, что решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора РФ. В случае если у России нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, при условии соблюдения принципа взаимности.

Применительно к сфере международного права выдача (экстрадиция) предусмотрена значительным числом многосторонних и двусторонних международных договоров, участницей которых является Россия. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче от 21 декабря 1998 г.

Статья 464 УПК предусматривает случаи отказа в выдаче лица иностранному государству. Так, выдача лица не допускается, если:

  • 1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином РФ;
  • 2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
  • 3) в отношении указанного в запросе лица на территории РФ за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
  • 4) в соответствии с законодательством РФ уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
  • 5) имеется вступившее в законную силу решения суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с ее законодательством и международными договорами РФ.

В выдаче лица может быть отказано, если:

  • 1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов России за пределами ее территории;
  • 2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
  • 3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.


Бесплатная юридическая консультация:

Отказ в выдаче лица иностранному государству, о чем говорится в ст. 464 УПК, в соответствии с международным договором влечет обязанность страны, отказавшей в выдаче, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования (такое положение закреплено в ряде международных соглашений, например в ст. 7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.) и ее обязанность осуществить уголовное преследование в отношении данного лица по требованию соответствующего государства (см., например, ст. 6 и 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче).

Статья 465 УПК регулирует вопросы возможной отсрочки в выдаче лица и выдачу лица на время.

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории РФ, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

Этапирование (транзит) и передачу выдаваемого лица организуют и осуществляют подразделения ФСИН России по поручению Генеральной прокуратуры РФ.

При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться.

Для обеспечения законных прав третьих лиц передача указанных предметов производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по уголовному делу (ст. 468 УПК).

Следует различать выдачу преступников (экстрадицию) и возвращение преступников, совершивших угон воздушного судна, государству его регистрации. Вместе с угонщиками возвращаются воздушные суда, документы, оружие, личные вещи и багаж, а также другие имеющиеся доказательства.

Источник: http://studref.com/363760/pravo/ekstraditsiya_vydacha_litsa_ugolovnogo_presledovaniya_ispolneniya_prigovora

Статья 462 УПК РФ. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации (действующая редакция)

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

2. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

3. Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

5. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 настоящего Кодекса.

6. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

7. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

Источник: http://www.zakonrf.info/upk/462/

Механизм экстрадиции в уголовном праве России

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.

Право или обязанность?

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  • правом государства;
  • его прямой обязанностью.

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.

Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  • по своему усмотрению;
  • в согласии со своим внутренним законодательством.

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Кого выдаёт Россия?

Российская Федерация является участницей:

  • большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
  • ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Когда возможна экстрадиция?

Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.

Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

  1. Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.
  2. Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
  3. Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  • существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
  • какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.

Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  1. Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  2. Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
  3. Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

  • преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;
  • вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.

Причины отказа

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

  • субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
  • ему выдвинуто частное обвинение;
  • субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
  • имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:

  1. Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
  2. Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).

То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Механизм экстрадиции

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.

Она выглядит следующим образом:

  1. Передача сведений от государства-инициатора о том, что некое лицо разыскивается в связи с уголовным преследованием и есть основания полагать, что оно находится на территории запрашиваемой страны.
  2. В РФ организуется поиск и задержание субъекта запроса, и сообщение о выполнении задержания в страну, приславшую запрос.
  3. Получив уведомление о задержании искомого лица, страна направляет официальное подтверждение, что лицо ещё разыскивается и подозрение в его виновности не снято, и ходатайствует о заключении лица и содержании его под стражей до момента оформления запроса о выдаче и положительного решения данного вопроса.
  4. Дело передаётся в местную прокуратуру, куда пересылается и задержанный.
  5. Прокуратура действует согласно указаниям Генеральной прокуратуры. Для арестованного следует заключение под стражу, а правоохранительными органами выясняются обстоятельства, связанные с возможной экстрадицией.
  6. Инициатору розыска и ареста преступника даётся 40 дней на передачу запроса о выдаче преступного элемента. Если не поступил соответствующий запрос, то задержанный оказывается на свободе. В противном случае срок его заключения продлевается на установленный уголовно-процессуальным кодексом срок.
  7. В течение срока, когда подозреваемый находится под арестом, правоохранительные органы обязаны провести проверку на возможность экстрадиции данного лица.
  8. Если проверка подтверждает возможность и законность выдачи, подписывается соответствующий документ, о подписании которого обязательно должен быть извещён субъект, ожидающий экстрадиции.
  9. Если у государства имеются основания для отказа в выдаче, задержанный отпускается из-под стражи.

Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.

Принятие решения об экстрадиции и его обжалование

Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.

Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  • оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
  • жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.

Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Мировые тенденции

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено.

Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  • развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
  • стремлением погасить вспышки преступности.

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.

Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.

Источник: http://ugolovnoe.com/pravo/ekstraditsiya